Реклама лекарственного средства должна содержать объективную информацию.
Антимонопольный комитет Украины решил искоренить недостоверную рекламу из Украины. Первым прецедентом стал недавний случай с рекламой лекарства "Лазолван", производителя которого оштрафовали на миллион гривен. Реклама лекарственных средств имеет свою специфику.
В настоящий момент наблюдается изменение подходов к применению ст.21 Закона "О рекламе" и Закона "О защите от недобросовестной конкуренции", констатируют эксперты ЮК "Правовой Альянс", старший партнер Илья Костин и партнер Алексей Бежевец. В частности, если ранее размеры санкций, которые применял Антимонопольный комитет за подобные нарушения, были довольно скромными, то в настоящий момент они стали намного жестче.
После изменений Закона "О защите от недобросовестной конкуренции" у органов Антимонопольного комитета открылось "второе дыхание". В Законе появилась ст.15-1, которая называется "Поширення інформації, що вводить в оману". В тексте данной статьи приводятся случаи, которые законодатель считает проявлением актов недобросовестной конкуренции. Письмо Антимонопольного комитета Украины 17 февраля 2009 года № 21-15/02-1244 разъясняет применение норм вышеупомянутых изменений.
Как сделать "правильную" рекламу
Видимо, рекламодателям понадобится еще раз изучить законодательство. Так, Закон "О рекламе" устанавливает, что реклама лекарственного средства должна содержать объективную информацию о данном средстве, а также осуществляться так, что бы было понятно, что информация является рекламой, а рекламированный товар - лекарственным средством. Также такая реклама должна содержать рекомендацию относительно обязательного ознакомления с инструкцией к применению, которая прилагается к лекарственному средству (ч.4 ст.21). Кроме того, в рекламе лекарственного средства желательно указать номер регистрационного свидетельства.
И.Костин и А.Бежевец рекомендуют рекламодателям подумать, как будет воспринята их реклама непосредственно потребителем, у которого отсутствуют специальные познания. Необходимо помнить, что различные лингвистические анализы - это доказательная база в суде. АМКУ вряд ли будет применять данные доказательства при проведении расследования. Поэтому, при выборе синтаксических оборотов в маркетинговых кампаниях, крайне необходимо учитывать семантический анализ фраз, советуют эксперты.
Рекламодателям необходимо подумать, как будет воспринята их реклама потребителями
Часто в рекламе лекарств употребляются такие словосочетания, как "номер один в мире", "самый эффективный" и прочее. Такие фразы имеют сравнительный характер. В данном случае сравнение направлено на неопределенный круг конкурентов. Следует учитывать, что в соответствии с п. 6 ст. 21 Закона Украины "О рекламе", в рекламе лекарственных средств, медицинской техники, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации запрещается размещение ссылок на лекарственные средства, медицинскую технику, методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации как на наиболее эффективные, наиболее безопасные, исключительные относительно отсутствия побочных эффектов. Также запрещены и сравнения с целью усиления рекламного эффекта.
Ч.7 ст.21 Закона "О рекламе" установлено, что использование врачей в рекламе лекарственнных средств противоречит действующему законодательству Украины. Но - такое ограничение распространяется исключительно на рекламу: лекарственных средств, медицинской техники, методов профилактики, диагностики и реабилитации. То есть, появляние врачей в рекламе зубной пасты или средств личной гигиены не является противозаконным.
Ответственность
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена ст. 27 Закона "О рекламе". Ответственность за соответствие предоставленной информации в рекламе несут рекламодатели - то есть, заказчики рекламы для ее производства и/или распространения.
Привлечение к ответственности компании за неправдивую рекламу может быть реализовано посредством обращения в соответствующие контролирующие органы, в частности - АМКУ. Кроме того, в случае нанесения вреда в результате неправдивой рекламы, физлицо может обратиться за возмещением вреда (в том числе морального) в суд.
Законодательные планы
Сфера рекламы лекарств давно волнует потребителей и законодателей. На данный момент в ВР зарегистрирован законопроект № 4708 о внесении изменений в ст.21 Закона "О рекламе". Данным проектом предлагается сопровождать рекламу лекарственных средств следующим предупреждающим текстом: "Самолечение может быть вредным для вашего здоровья", который должен занимать не менее 15 % площади (объема) всей рекламы.
Также интересен законопроект № 5339-2, которым предлагается запретить рекламу лекарственных средств в перерывах перед началом трансляции теле-, радиопередач, программ для детей и юношества, а также в других СМИ, рассчитанных на такую аудиторию.
Кроме того, до недавнего времени на рассмотрении в ВР находились проекты № 5339 "О запрете рекламы лекарственных средств" (предусматривал рекламу исключительно медицинской техники, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации) и № 4772 "Относительно усовершенствования законодательства в сфере контроля рекламы лекарственных средств" (возможность рекламы только на основании решения специально уполномоченного центрального органа). Но 11 марта эти проекты были отозваны.
Источник новости: provisor.com.ua