Важнее всего сделать заповедным район моря от мыса Сарыч до мыса Херсонес. Причем заповедными эти воды должны становиться не в туристический сезон, а на холодное время года. Этот район примечателен тем, что каждый год зимой там собирается небывалое количество афалин. Создается впечатление, что они приходят туда со всего Черного моря на какую-то ежегодную «дельфинью ассамблею».
Это важнейший момент в жизни афалин. Можно предположить, что именно здесь между ними происходит активное общение. Афалины живут сообществами. Относительно хорошо известно тарханкутское сообщество, которое большую часть года проводит в Керченском проливе. А когда наступают холода, рыба уходит на юг и дельфины кочуют вместе с ней.
Важно именно зимой создать щадящий режим в севастопольских водах, чтобы люди хотя бы не стреляли в дельфинов. Сейчас рыбаки в них стреляют, чтобы «рыбу не разгоняли». Это объясняется бескультурьем. Мол, «одного убьем, другие не придут». К сожалению, обращения по данному вопросу в природоохранную прокуратуру и в государственную экологическую инспекцию Черного и Азовского морей не дали результата. А «не пойман – не вор»...
Выход один: чтобы предотвратить случаи убийства дельфинов, нужен заповедник. Согласно международной конвенции по сохранению биологического разнообразия, еще в минувшем 2010 году земной шар должен был быть охвачен морскими охраняемыми территориями, иными словами - морскими заповедниками. Соответствующую конвенцию подписали все шесть черноморских стран. В том числе Турция, Россия и Украина.
Но пока ни одного морского заповедника в чистом виде на Черном море нет. Есть только «буферные зоны» вдоль границ заповедника на суше. Такие двухкилометровые заповедные зоны у побережья есть на Карадаге, у мыса Мартьян, имеет такую зону Черноморский биосферный заповедник (Херсонская и Николаевская область) и Дунайский заповедник.
Но этого совсем не достаточно для охраны китообразных. Нужен именно морской заповедник. Помимо небольшой акватории моря у берегов Севастополя, вторым районом, где необходим морской заповедник, является Грузия, где зимуют еще два вида черноморских дельфинов - белобочки и азовки. С наступлением холодов они уходят вслед за рыбой далеко на юг – к берегам Грузии. Там зимой скапливается огромное количество дельфинов – и гигантское количество рыбы. Мы своими глазами наблюдали и отслеживали эти факты.
И третий важнейший район, где предлагается создать биосферный морской заповедник – это весь Керченский пролив. Такие предложения несколько лет назад направлены президентам Украины и России.
Принцип биосферного заповедника очень удобен тем, что там выделяются разные зоны. Есть зона строгого заповедания. Есть такие места, как, например, в Керченском проливе на мелководье, где не ходят суда. А есть зоны хозяйственного использования. Пусть там будет судоходный канал. Но зато сама по себе структура биосферного заповедника позволяет контролировать все процессы, которые происходят на его территории.
Источник новости: greenparty.ua